Уборка помещений

Предлагаем вашему вниманию краткий анализ текущего состояния рынка клининговых услуг. В Российской Федерации данная отрасль интенсивно развивается, на рынке появляются новые игроки, но далеко не все из них оказываются способны выжить в условиях жесткой конкуренции. Внутри самой отрасли наблюдается тенденция к эволюции.

На данный момент бизнес-сегмент клининга в России очень нестабилен. Для РФ это более или менее новое направление бизнеса, первые клининговые компании начали появляться в России в 90-х годах 20-го века (на тот момент это были филиалы западных клининговых компаний). В дальнейшем инициативу подхватили и российские предприниматели. Сейчас на отечественном рынке присутствует около 500 клининговых компаний, при этом каждый год рынок растет приблизительно на 30%. Ежегодный оборот этого сегмента рынка в среднем составляет 200-220 млн долларов, на одну только Москву, при этом, приходится приблизительно 100-150 млн долларов — больше половины.

Что интересно, большая часть клининговых компаний представляет собой совсем небольшие фирмы, статистика следующая:

  • 37% компаний — в штате менее 50 сотрудников;
  • 16% — 50-100 сотрудников;
  • 21% — 100-500 сотрудников;
  • 12% — 500-1000 сотрудников;
  • 9% — 1000-1500 сотрудников;
  • 5% — больше 1500 сотрудников.

При этом прогрессивные компании активно осваивают новые области деятельности. То, что клининговые компании занимаются исключительно уборкой, — не более чем стереотип.

В частности, клининговые компании предлагают следующие услуги (проценты показывают, сколько клининговых компаний на рынке предлагает данную услугу):

  • 36% — сопровождение помещений и территорий (услуга включает комплексное обслуживание на постоянной основе);
  • 31% — поставка другим компаниям продукции, связанной со сферой клининга;
  • 23% — кадровый аутсорсинг (компании поставляют квалифицированные кадры учреждениям, которые в этом нуждаются);
  • 21% — услуги ремонта и технического сопровождения оборудования;
  • 12% — кейтеринг (организация и сопровождение выездных мероприятий);
  • 11% — управление объектами недвижимости;
  • 6% — сопровождение автопарков и автостоянок.

Руководители большинства клининговых компаний отмечают, что успех клининговой деятельности зависит от профессиональной организации и грамотного распределения ресурсов — это задача эффективных менеджеров, но при этом на современном рынке труда наблюдается острый дефицит высокопрофессиональных управленцев.

Уборка после ремонта

Нужно учитывать, что клиенты привыкают к тому менеджеру, который начал с ними работать первым; замену управляющего клиенты переживают очень болезненно — вплоть до отказа от услуг компании.

При этом клиенты считают, что хороший управляющий должен обладать следующими качествами:

  • умение планировать и ставить цели на длительный период времени;
  • ответственность;
  • стрессоустойчивость;
  • индивидуальный подход к каждому клиенту, интерес к работе.

Владельцы клининговых компаний очень нечасто проводят обучение для своих управленцев; тренинги повышения квалификации проходят только для самих мастеров клининга.

Также наблюдается еще одна тенденция: руководители клининговых компаний, разумеется, стараются экономить (в частности, такие меры позволяют уменьшить стоимость услуг для клиентов). Следствие из этого факта следующее — мастеров по клинингу, в основном, набирают из мигрантов из стран Средней Азии, в отдельных случаях это негативно сказываться на качестве услуг.

Тем не менее, с 2015-го года в России вышло несколько новых законов, которые значительно затрудняют регистрацию и проживание мигрантов на территории России. Руководители клининговых компаний отмечают значительное сокращение количества работников из числа мигрантов, в некоторых случаях отток достигает 70%.

Эти факторы привели к централизации и укрупнению рынка, небольшим компаниям становится все сложнее выжить. Многие компании сливаются, крупные игроки просто скупают маленькие фирмы.

Генеральная уборка